Программа по профилактике наркомании и табакокурения.

18.05.2023

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал многих школ позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется классными руководителями, администрацией школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, медицинского психолога, инспектора ПДН и др.).

 Проблема

Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.

Цель комплексной программы


Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью.

Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.

 

Принципы программы:

·                     доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

·                     анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

·                     опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

·                     системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

 

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

 

Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на два года реализации и будет проведена в период  сентября 2021 года по август 2023 года.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2022-2023 учебный год

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

 

Кл. руководители.

зам.по  по ВР

3

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь

 

Кл. руководители.

 

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь  

классные руководители, родительская общественность

5

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

Октябрь  

Кл. руководители

Учитель физкультуры

6

Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Кл. руководители

7

Анкетирование среди учащихся 5-9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

Октябрь

Кл. руководители

 

8

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Октябрь

Кл. руководители

9

Совместно с кл.рук  провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

Октябрь  

Кл. руководители

10

Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь    

Кл. руководители

11

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь    

Кл. руководители

12

Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Ноябрь    

Кл. руководители

13

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь     

Мед. работник

Работники здравоохранения

14

Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь   

Кл. руководители, Хочу такой сайт

15

Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

Декабрь 

зам. по ВР

16

Участие в международной акции АНТИ – СПИД.

Декабрь

классные руководители

17

Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

18

Оформить газету по теме: “Здоровый образ жизни”

1 полугодие

старшая вожатая

19

Провести беседы с просмотром видеокассет по темам:

“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

1 полугодие

зам. по ВР

20

Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

1 полугодие

Библиотекарь

 

21

Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

В течение периода реализации программы

Классные руководители

Работники мед.пункта

22

Участие во Всероссийском уроке здоровья

Апрель

Кл. рук-ли,

учителя физ. культуры

23

Участие в

легкоатлетическом кроссе,

 

По особому плану

учитель физ. культуры

 

24

Проведение спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды школы»

По особому плану

В течение года

учитель физ. культуры

 

25

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Администрация

26

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

администрация

27

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

Ежемесячно

администрация

28

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение года

Классные рук-ли

29

Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся.

В течение года

Классные рук-ли

30

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители

31

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Мед. работник

Классные рук-ли

32

Следить за соблюдением

санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года

Мед. Работник

 

33

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

администрация

 

34

Организация обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни.

В течение года

Отв-й по УВР

35

Всемирный день защиты детей

Июнь

Администрация

 учителя физ. культуры

 

Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

 

Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».