18.05.2023
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
В переходный период российского общества молодое поколение
находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной
мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и
ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и
не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою
индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических,
непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их
преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства,
помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место
вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными
веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к
образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал многих школ позволяет
уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой
необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном
межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется
классными руководителями, администрацией школы. Для работы по направлениям, не
входящим в основную деятельность
Проблема
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить
свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной
преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему
алкоголизму.
Цель комплексной программы
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью.
Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками,
молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования
стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.
• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и
подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств
решающих данную проблему.
Принципы программы:
·
доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь
педагогов, психологов, врачей бесплатно;
·
анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем
более без оповещения каких-либо третьих лиц;
·
опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без
использования прямых мер по противодействию им.
·
системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической
зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья
учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей,
связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением
конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме
для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных
коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в
социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены,
антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий
наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные
объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы:
Данная
программа рассчитана на два года реализации и будет проведена в период сентября 2021 года по август 2023 года.
.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
2022-2023 учебный
год |
|||
№ |
Практические
дела |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки,
секции). |
В течение всего года |
классные руководители, руководители кружков |
2 |
Составление социальных паспортов школы и классов с целью
получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. |
Сентябрь |
Кл. руководители. зам.по по ВР |
3 |
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в
поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. |
Сентябрь |
Кл. руководители. |
4 |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника
профилактики правонарушений и наркозависимости. |
Октябрь-ноябрь |
классные руководители, родительская общественность |
5 |
Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”. |
Октябрь |
Кл. руководители Учитель физкультуры |
6 |
Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9 - ых
классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления
психически-активных веществ среди несовершеннолетних). |
В течение всего периода |
Кл. руководители |
7 |
Анкетирование среди учащихся 5-9 классов с целью контроля
за их адаптацией к новым условиям обучения. |
Октябрь |
Кл. руководители |
8 |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
Октябрь |
Кл. руководители |
9 |
Совместно с кл.рук провести выборочное анкетирование среди
учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. |
Октябрь |
Кл. руководители |
10 |
Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью
выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. |
Ноябрь |
Кл. руководители |
11 |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
Ноябрь |
Кл. руководители |
12 |
Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с
целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому
образу жизни. |
Ноябрь |
Кл. руководители |
13 |
Классные часы, посвященные результатам анкетирования. |
Ноябрь |
Мед. работник Работники здравоохранения |
14 |
Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со
СПИДом. |
Декабрь |
|
15 |
Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”. |
Декабрь |
зам. по ВР |
16 |
Участие в международной акции АНТИ – СПИД. |
Декабрь |
классные руководители |
17 |
Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том,
ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”. |
1 полугодие |
Библиотекарь |
18 |
Оформить газету по теме: “Здоровый образ жизни” |
1 полугодие |
старшая вожатая |
19 |
Провести беседы с просмотром видеокассет по темам: “Наркомания”, “В ХХI век без
наркотиков”, “Виртуальная агрессия” |
1 полугодие |
зам. по ВР |
20 |
Подобрать материалы к родительским собраниям и классным
часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”,
“Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”,
“ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма,
наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической
культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. |
1 полугодие |
Библиотекарь |
21 |
Регулярно проводить классные часы, родительские собрания,
анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации
для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в
употреблении ПАВ. |
В течение периода реализации программы |
Классные руководители Работники мед.пункта |
22 |
Участие во Всероссийском уроке здоровья |
Апрель |
Кл. рук-ли, учителя физ. культуры |
23 |
Участие в легкоатлетическом кроссе, |
По особому плану |
учитель физ. культуры |
24 |
Проведение спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные
надежды школы» |
По особому плану В течение года |
учитель физ. культуры |
25 |
Подготовка и распространение специальных материалов
антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. |
В течение года |
Администрация |
26 |
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми
“группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. |
В течение года |
администрация |
27 |
Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. |
Ежемесячно |
администрация |
28 |
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в
социально-опасном положении. |
В течение года |
Классные рук-ли |
29 |
Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике
девиантного поведения учащихся. |
В течение года |
Классные рук-ли |
30 |
Организация выставок творческих работ учащихся по
здоровому образу жизни. |
В течение года |
Кл. руководители |
31 |
Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от
курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. |
В течение года |
Мед. работник Классные рук-ли |
32 |
Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в
школе. |
В течение года |
Мед. Работник |
33 |
Обучение педагогических работников ОУ современным формам и
методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и
злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. |
В течение года |
администрация |
34 |
Организация обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании
детей, о пропаганде здорового образа жизни. |
В течение года |
Отв-й по УВР |
35 |
Всемирный день защиты детей |
Июнь |
Администрация учителя физ. культуры |
Прогнозируемый результат
внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и
формированию здорового образа жизни”:
1. Использование в воспитательном
процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями
о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков,
алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в
формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и
сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы
учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы
улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с
людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять
творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве
вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных
граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и
общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими
видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных
веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих
стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.